АВТОР БЛОГА

Моя фотография
учитель географии, МОСШ №2 "Многопрофильная"

Эссе «Моя педагогическая философия»

Избранные мысли по поводу…

               Здравствуйте, дорогой читатель. Я попытаюсь втянуть вас в увлекательное занятие – чтение моей педагогической философии. Конечно, Вам хочется больше логики и глубины. Мне тоже этого хотелось, когда я приступала к работе над эссе. Но законы жизни сильнее наших намерений. Поиски занимательной формы изложения и верности интонации победили. Так появился мой педагогический словарь.

А
Азбука. Отойди немного в сторону от Сколково, коллайдера, космической орбитальной станции и ты попадёшь в средневековье. Колдуны. Экстрасенсы. Прорицатели. Гадалки. Целители. Нужен Ренессанс. Грядёт эпоха Возрождения естественнонаучного мышления.

Л
Любовь. Естественнонаучное мышление  начинается с любви. Конечно, здесь речь о любви к ребёнку. Там, где кончается любовь к ребёнку, кончается педагог. Остаётся препоДАВАТЕЛЬ (даватель чужих знаний). Любовь нельзя измерить ни линейкой, ни циркулем, нельзя взвесить количеством проведённых мероприятий, занятых призовых мест. Она либо есть, либо её нет. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине … Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится…». Послание святого апостола Павла к коринфянам.
                    Я очень хочу научиться так любить.

И
Исток. Каждый учитель является основателем своих («без права передачи») принципов и правил. Наверное,  нет универсальных. Частные, для себя, должно быть, отдают интимностью.
(«Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…» Ф.И. Тютчев)

И всё-таки рискну их озвучить.
        1.      Спокойствие, спокойствие, спокойствие. Совершенное спокойствие. Уж если не внутреннее, то хотя бы внешнее.
        2.      Обдуманность слов и поступков.
        3.      Решительность.
        4.      Ни слова о себе, если нет нужды.
        5.      Не хвастать ни прошлым, ни настоящим, ни будущим.
        6.      Ежевечерняя добросовестная отчётность в своих поступках.

              Первые два правила самые трудные.

М
Маэстро.  «Хочешь наукой воспитать ученика, люби науку и знай её, и ученики полюбят и тебя и твою науку, и ты воспитаешь их». Эта изящная мысль  Л.Н. Толстого очень импонирует мне. Знание предмета прямо пропорционально любви к нему. Я люблю свою науку; чем больше знаю, тем естественнее и свободнее моё преподавание, тем меньше принуждение.

Б
Баррикада. Если помыслить науку географию в образе морского простора, то учитель географии – это капитан, который направляет свой корабль с пассажирами в пункт прибытия под названием «Природа и человек». Море – стихия. Оно часто штормит. Сегодняшний тайфун с обязательным национальным тестированием по двум учебным дисциплинам смёл географию с приоритетных позиций. Приходится работать по принципу «остаточных сил». Но экзамен по выбору в 9 классе превращается в массовый экзамен по географии. Его выбирают все. Это говорит о том, что на баррикадах естественных наук не сдаются.

Е
Езда.  Перефразируя В.В.Маяковского, скажу: «Педагогика – всегда езда в незнаемое». Это всегда открытие новой «земли», нового богатства. У Сальвадора  Дали есть картина «Открытие Америки Колумбом». На ней Колумб – рыжеволосый молодой парень, босиком стоит на неведомом  ему континенте. Эту точку удивления переживаю  я, когда берусь за решение задач за гранью возможного. Всякий раз, отправляясь в новое путешествие по новой технологии обучения, осваивая её, чувствую себя Колумбом  Сальвадора  Дали, босыми ногами через почву берущей новое знание, новый приобретённый опыт, испытываю радость открытия.

К
Корысть. Какие деньги получает учитель? Конечно, бюджетные. Зарплата моя незавидная, но регулярная. Педагог растит новое поколение. Казна всегда экономила на образовании, поэтому в современном учителе (во мне в том числе) течёт кровь моих предшественников и предшественниц. Умер Песталоцци, а на памятнике среди других слов высечено: «Всё для других, ничего для себя». Бескорыстие и альтруизм, некоторый идеализм всегда были свойственны русскому учителю. Они сохраняют в нём способность работать с воодушевлением долгие годы в самых тяжёлых обстоятельствах. Компенсирует же небольшое жалованье уверенность, что от живого учителя идёт живая жизнь. Желаемое и ожидаемое переживается как настоящее.

О
Обстановка.  Жажду всё знать как можно скорее в школе называют учебной мотивацией. Это притча во языцех. Изучая географию с детьми, я хожу по берегу 21 века. Из реки моей любимой науки мы пьём чайной ложечкой. О, как бы я хотела иметь такой большой разум, чтобы повысить учебную мотивацию, чтобы дети жаждали знать материки и океаны, особенности устройства Земли, природные зоны и многое другое. В системе. Без принуждения. Современный урок надо обставить по-современному, как собственную квартиру. Чтоб много затей и фантазий. Чтобы весело и занятно. Чтобы науку изучать играючи. Чтоб детством пахло.

    
В
Воспитание.  Воспитание - это роман о любви к природе, к человеку, к самому себе, к науке, к труду.  Я не ангел, а мои ученики далеки от образа херувимчика. Но я и не человек в футляре. Стараюсь быть понятной детям в достоинствах своих и пороках. Воспитываю себя, чтобы не стать каменной, или железной, или бронзовой. Я постоянно меняюсь, постоянно учусь в своей же школе. Каждый поступок ученика – ребус, требующий решения. Каждый ученик – проблема, требующая индивидуального рассмотрения. О, как бы я хотела иметь способности и знания безошибочного решения всех ребусов и воспитательных проблем.

А
Автограф. Каждый учитель на судьбе ребёнка ставит свой автограф.