АВТОР БЛОГА

Моя фотография
учитель географии, МОСШ №2 "Многопрофильная"

Представление системы работы в форме инновационного проекта.


МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА            № 2 "МНОГОПРОФИЛЬНАЯ"





Использование технологии развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии
   ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Автор-разработчик, учитель географии первой квалификационной категории
Алимбекова Наталья Владимировна

 

 НИЖНЕВАРТОВСК – 2011
Паспорт проекта



№ п/п
Структура проекта
Содержание проекта
1.
Тема проекта
Использование технологии развития критического мышления как средство формирования мыслительной деятельности обучающихся на уроках географии.
2.
Адресация проекта
Проект адресован учителям и преподавателям общеобразовательных учебных учреждений. Проект может быть реализован в содержании элективных курсов, исследовательских работ обучающихся, при подготовке к ЕГЭ.
3.
Руководитель проекта
Алимбекова Наталья Владимировна
4.
Проблематизация проекта
Проблемы:
§  недостаточное умение обучающихся работать самостоятельно с учебной и научной информацией;
§  недостаточное умение обучающихся самостоятельно добывать знания и применять их на практике
5.
Цель
Исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности обучающихся
6.
Задачи
§  Исследовать вопросы теории критического мышления.
§  Разработать критерии определения уровня сформированности критического мышления школьников.
§  Диагностировать: учебную мотивацию школьников, скорость протекания мыслительных процессов, способность к классификации, особенности понятийного мышления.
§  Научить обучающихся самостоятельно работать с учебными текстами, понимать информацию, применять умения на практике.
§  Составить папку-портфолио «Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления».
§  Создать мини-пособие «Технологическая карта по курсу «География материков и океанов».
7.
Гипотеза
Если использовать приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
8.
План реализации
§  2009-2010 учебный год - подготовительный этап.
Изучение теоретических основ проблемы, разработка критериев определения уровня сформированности критического мышления школьников. Отбор анкет, тестов по исследованию видов мышления обучающихся.
§  2010-2011 учебный год – экспериментальный этап
Проведение опросников, анкетирование.  Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках географии, создание мини-пособия «Технологическая карта по курсу «Материки и океаны», папки-портфолио «Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления».
§  2011-2012 учебный год – заключительный этап.
Оценка результатов. Диаграммы по учебной мотивации  школьников, скорости протекания мыслительных процессов, способность к классификации, особенности понятийного мышления.
9.
Участники проекта
Активные участники проекта:
§   автор-разработчик содержания уроков по курсу «География материков и океанов»;
§   учитель – осуществляет  координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит  занятия, с использование технологии критического мышления,  консультирует учащихся,  проводит анализ результатов проекта;
§   учащиеся – выполняют учебную работу в совместной с учителем деятельности по формированию критического мышления, представляют результаты  освоения на уроках, викторинах, предметных олимпиадах;
§   психолог  школы - осуществляет диагностику учебной мотивации школьников, скорости протекания мыслительных процессов, способности к классификации, особенности понятийного мышления.
Пассивные участники проекта:
§   администрация школы – оказывает моральную  поддержку во время презентации результатов проекта.
10.
Возрастная группа
Обучающиеся 7-х классов
11.
Тип деятельности обучающихся
Деятельностный
12.
Особенности типа проекта
·      По характеру создаваемого продукта – практико-ориентированный, моно-проект.
·      По количеству участников – групповой, индивидуальный.
·      По продолжительности – долгосрочный.
·      По профилю знаний – метапредметный.
·      По уровню контактов – на уровне образовательного учреждения.
13.
Ресурсы проекта
Нематериальные:
- кадровые;
- временные.
Материальные:
- электронные диски;
- сайты в Интернете;
- персональный компьютер;
- проектор;
- интерактивная доска;
- принтер;
- распечатанные тексты;
- бумага.
14.
Предполагаемые результаты проекта
1. Результаты деятельности автора проекта:
§  теоретическая основа применения технологии развития критического мышления;
§  критерии определения уровня сформированности критического мышления школьников;
§  диагностика: учебной мотивации школьников, скорости протекания мыслительных процессов, способности к классификации, особенности понятийного мышления;
§  папка-портфолио «Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления»;
§  мини-пособие «Технологическая карта по курсу «География материков и океанов».
2. Результаты деятельности обучающихся:
§  повышение учебной мотивации школьников;
§  способность обучающихся к самостоятельным оценочным суждениям;
§  умение ставить вопросы, выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
§  умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
§  способность к исследовательской деятельности, поиску, анализу, к творческой переработке информации.
15.
Перспектива развития
§  Планирую использовать проект в профессиональной  деятельности, т.к. наблюдается положительная динамика результатов достижений обучающихся.
§  При необходимости осуществлять корректировку мини-пособия.
§  Размещение содержания проекта и результатов на web-портфолио.
§  Опубликовать данный проект во Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок».


Пояснительная записка

«Самый дорогостоящий товар в мире – это мыслящие и образованные взрослые люди. Цель системы образования должна состоять в том, чтобы их было как можно больше»

Халпер Д.

В соответствии с социальным заказом, политикой в области образования и востребованности педагогического опыта в практике, средняя школа должна готовить конкурентно-способных учащихся, владеющих современными технологиями самообразования, адаптированных к изменяющимся условиям жизнедеятельности, умеющим принимать решения. Базой для формирования компетенций обучающихся является предмет география как основополагающая область, которая вносит существенный вклад в понимание современной научной картины мира и как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о мире.


          Столкнувшись с трудностями, которые возникают у обучающихся при изучении географии, а именно, недостаточное умение работать самостоятельно с учебной и научной информацией, недостаточное умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике, я решила, что наиболее удачной технологией в преподавании предмета может стать технология развития критического мышления.


          Актуальность данного проекта вызвана изменениями в современном российском образовании. Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.


           В планируемых результатах нового федерального государственного образовательного стандарта второго поколения есть фразы, слова, которых отражают суть технологии развития критического мышления:
         ·  осознавать значимость чтения;
         ·  осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста;
         ·  создавать собственный текст;
         ·  осуществлять рефлексию, т.е. размышление о содержании текста и перенос его в сферу личного сознания;
         ·  уметь видеть проблему и ставить вопрос;
         ·  уметь формулировать и аргументировать свою точку зрения;
         ·  способность к самостоятельному принятию решений.

          Цель проекта: исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления, как средства для развития мыслительной деятельности обучающихся.

Достижение поставленной цели предполагается через решение следующих задач:

         ·  исследовать вопросы теории критического мышления;
         ·  разработать критерии определения уровня сформированности критического мышления школьников;
              · исследовать учебную мотивация школьников, скорость протекания мыслительных процессов, способность к классификации, особенности понятийного мышления;
        · научить обучающихся самостоятельно работать с учебными текстами, понимать информацию, применять умения на практике;
        ·  составить папку-портфолио, содержанием которой являются инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления;
         · создать мини-пособие к урокам географии 7 класс, с применением технологии развития критического мышления.


          Для достижения прогнозируемого результата проекта необходимо наличие условий:
1. Осведомленность учителя о современной теории развития критического мышления: понимание им его сущности, владение приемами технологии.
2. Состояние мотивационной готовности учащихся к изучению географии.
3. Заинтересованность администрации школы в идее автора проекта.
4. Наличие методической литературы по организации применения на уроках технологии развития критического мышления.
5. Обсуждение на методических объединениях (школьных, городских) вопросов, отражающих эффективность использования технологии развития критического мышления (ТРКМ).


Основное содержание проекта

          Для реализации поставленной цели использовала комплекс взаимодополняющих методов:
§  теоретические (анализ философской, научной педагогической, психологической и методической литературы; анализ образовательных стандартов, программ, учебников для обучающихся 7 классов, с целью выявления потенциальных возможностей использования в проекте; изучение нормативной и программно-методической документации РФ об образовании);
§  эмпирические (систематические наблюдения в школьной практике, анкетирование, диагностика).

Настоящий педагогический опыт основан на работах в области:
- современной образовательной технологии «Развитие критического мышления» разработанной Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы - Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит;
- психологических основ обучения и воспитания (швейцарский психолог Жан Пиаже, изучавший детскую психологию, американский психолог Джером Брунер, российский психолог Л.С. Выготский, изучавший педагогическую психологию).

Начиная работу над проектом, я изучила, какие виды мышления есть у человека и могут ли мыслить критически дети 12-13 лет (предмет география дети в школе начинают изучать с 6 класса, т.е. в возрасте 12 лет). Изучив литературу, я пришла к выводу, что критически могут мыслить все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не просто ради самого критического мышления. Поэтому отдельный курс «Критическое мышление» в школе не был бы эффективным. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности, например на уроке географии.


          Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления. Любой ли человек может мыслить критически? Жан Пиаже писал, что от 11-12 лет к 14-16 годам у человека наступает этап, когда критическое мышление получает свое наибольшее развитие. С 11 лет до 14 резко возрастает значимость причинных связей в мышлении ребенка.


Таблица.1

Различия между критическим и обыденным (догматическим) мышлением
Критическое мышление
Обыденное мышление
Оценивающие суждения
Взвешенное суждение
Личное предпочтение
Классификация
Группирование
Допущение
Верование
Формулирование выводов на основе логических умозаключений
Формулирование выводов с опорой на «очевидность» и «здравый смысл»
Понимание принципов
Случайные ассоциации
Построение гипотезы
Предположение
(без достаточных оснований)
Предложение мнений с аргументами
Предложение мнений без аргументов
Формирование суждений на основе критериев
Формирование суждений на основе опыта и примеров

Технология критического мышления формирует навыки работы с информацией по географии через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретенные знания. Различные приемы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе предложены авторами проекта Ч. Темплом, К. Мередитом, Д. Стилл.

Таблица. 2
Три фазы развития критического мышления
Стадия
(фаза)
Деятельность учителя,
задачи данной фазы
Деятельность
учащихся
Возможные приемы и методы
Стадия вызова
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию, до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Составление списка «известной информации», рассказ-предположение по ключевым словам;
- систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
- верные, неверные утверждения;
- перепутанные цепочки и т. д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – группах.
Стадия осмысления (реализации).
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»
Ученик читает, (слушает) текст, использую предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации
Методы активного чтения:
- маркировка с использованием значков «V», «+», «-»,
«?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
- ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т. д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально или в парах
Стадия рефлексии
Вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
- Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
- ответы на поставленные вопросы;
- организация устных и письменных столов;
- организация различных видов дискуссий;
- написание творческих работ (пятистишия-синквейны, эссе;
- исследования по отдельным вопросам темы и т. д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т. д., изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах- группах.

Таблица.3


Функции трех фаз технологии развития критического мышления
Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)
Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)
Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)
Осмысление содержания

Информационная (получение новой информации по теме)
Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)
Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)
Информационная (приобретение нового знания)
Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)
Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

 

Рисунок 1. Технологические приемы и стратегии в технологии развития критического мышления

Вывод:   
1.    Подростковый возраст является психологической основой для развития критического мышления школьников.


2.    Структура критического мышления представлена тремя компонентами: мотивационным, деятельностным, рефлексивно-оценочным.


3.    Урок с использованием технологии развития критического мышления строится по схеме вызов – осмысление – рефлексия и предлагает набор приемов и стратегий. (Приложение 1. Папка-портфолио «Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления»).


4.    Технологические приемы КМ с одной стороны позволяют педагогам работать более профессионально, а с другой – делают процесс обучения мотивированным и обоснованным, а значит и увлекательным.


Проект реализовывался в рамках одного учебного учреждения. Информация о проекте предоставлялась на методических объединениях школы.

План реализации проекта

§  2009-2010 учебный год - подготовительный этап


Изучение теоретических основ проблемы, разработка критериев определения уровня сформированности критического мышления школьников. Отбор анкет, тестов по исследованию видов мышления обучающихся.


§  2010-2011 учебный год – экспериментальный этап


Проведение опросников, анкетирование.  Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках географии, создание мини-пособия «Технологическая карта по курсу «Материки и океаны», папки-портфолио «Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления».


§  2011-2012 учебный год – заключительный этап.


Оценка результатов. Диаграммы по учебной мотивации  школьников, скорости протекания мыслительных процессов, способность к классификации, особенности понятийного мышления.



Результаты проекта

I.     Результаты деятельности учителя.

1.    Разработаны критерии определения уровня сформированности критического мышления школьников.


          Низкий уровень – обучающийся не оперирует полученными ранее знаниями на практике, не может применять знания на практике, не проявляет творческую активность при решении задач, не принимает участия в работе с различными пособиями, не участвует в дискуссиях на уроке, обладает низким уровнем учебной мотивации, скорость протекания мыслительных процессов низкая.


          Средний уровень – формулирует вопросы к наглядным фактам, творчески относится к решению учебных задач, способен к анализу, в дискуссиях не участвует, принимает участие в учебной работе и поиске выхода из поставленной проблемы, уровень мотивации низкий или средний, скорость протекания мыслительных процессов средняя.


          Высокий уровень – проявляет внимательное отношение, как к речи учителя, так и к ответам одноклассников, систематизирует учебный план текста, свободно применяет знания на практике, проявляет творческую активность при решении любых учебных задач, способен к проведению сравнения, сопоставления, обобщения, уровень мотивации высокий, скорость протекания мыслительных процессов - высокая.


2.    Папка-портфолио «Инструкции и памятки приемов технологии развития критического мышления» (Приложение 1).


3.    Мини-пособие «Технологическая карта по курсу «География материков и океанов» (Приложение 2).

II.  Результаты деятельности обучающихся: в диагностике принимали участие 50 человек (7 «а» класс-26 чел, 7 «б» класс-24 чел.).


1.    Повышение учебной мотивации школьников ( Приложение 3  Опросник  «Учебная мотивация для учащихся 5-8 классов» - Г.А.Карпова).

2.   Скорость протекания мыслительного процесса (Приложение 4).


3.   Способность к классификации (Приложение 5).


4.   Определение особенностей понятийного мышления (Приложение 6).

 
5.  Динамика качества знаний обучающихся за 2009-2010, 2010-2011 учебные года


Степень достижения поставленной цели проекта - цель достигнута, что подтверждено результатами. Возможные последействия реализации проекта- консультации учителей, заинтересовавшихся проектом.


Список литературы и источников


1.         Беловолова, Е.А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии [Текст]/ Е.А. Беловолова // География в школе. – 2006. - №6. – С.39-46.


2.         Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст]/ И.А. Борисенкова//Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". – 2006. - №2. – С. 119-128.


3.         Бустром, Р. Развитие критического мышления [Текст]/ Р. Бустром. - М.: Изд-во, «ИОО», 2000.


4.         Валуева, Н.А. Календарно-тематическое планирование, VI класс [Текст]/Н.А. Валуева // География в школе. – 2004. - №2 – С. 53-57.


5.         Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособ. для студ. высших педагогич. учебных заведений [Текст]/ Сост. Н.В.Дубравина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин. – 4-е изд., стер.- М.: Академия, 2007. – 368 с.


6.         Волков, Е. Критическое мышление: Принципы и признаки. Введение. [Электронный ресурс]/ Е. Волков. – Режим доступа: http:// www. people. nnov. ru /volkov/ critical thihk / Volkov E Critical think principles introduction. html.


7.         Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: классические труды).


8.         Государственные стандарты общего образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp


9.         Гузеев, В. В. О скрытом контексте в технологии развития критического мышления [Текст]/ В.В. Гузеев/ / Педагогические технологии. - №2. – 2006. - С. 16-21.


10.     Душина, И. В., Понурова, Г. А. Как научить школьников географии. Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям [Текст]/ И.В. Душина, Г.А. Понурова. - М., 1996.- 192 с.


11.     Загашев И., Заир-Бек С. Критическое мышление: технология развития [Текст]/ И. Загашев, С. Заир-Бек. - СПб.: Издательство "Скифия" & "Альянс-Дельта", 2003. – 284 с.


12.     Мередит, К. С., Стил Дж., Темпл Ч. Обучение сообща. Пособие V. Подготовлено в рамках проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» [Текст]/ К.С. Мередит, Дж. Стил, Ч. Темпл. - М.: Изд-во «ИОО», 1997. - 35с.


13.     Методика обучения географии в школе: Учебное пособие [Текст]/ Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997 – С.10-16.


14.     Образовательный стандарт основного общего образования по географии [Электронный ресурс] // Российский образовательный портал. – Режим доступа: http:// www. Schcot. Colh zu /dok cdu asp ab. Ho 144003


15.     Опыт применения технологии развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для учителя [Текст]/ Под общ. ред. Крыловой О.Н.- СПб.: Изд. «Аграф», 2004.- 100с.


16.     Психологический словарь [Текст]/Под ред. В, В. Давыдова, Л. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.; Научно-исследовательский институт общественной. и педагогической технологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.- 448 с.


17.     Пугачева, Т. Н. Урок с использованием технологии критического мышления [Текст]/ Т.Н. Пугачева// География в школе. - №7. – 2007. - С. 52-55.


18.     Словарь по этике [Текст] / Под ред. И. С. Кока. - М.: Политизд.,1983.- 445 с.


19.     Столбунова, С.В. Развитие критического мышления.